Методическая тема школы
«Развитие профессиональных компетентностей педагогов как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»
Цель работы: совершенствование профессиональных компетентностей педагогов как фактор эффективного образования и воспитания обучающихся в условиях успешной реализации ФГОС
Задачи:
1. Совершенствовать внутришкольную систему повышения квалификации педагогов.
2. Внедрять новые формы непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов (вебинары, видеоуроки и т.д.)
3. Создать условия для самореализации всех участников образовательного процесса через раскрытие их творческого потенциала и участие в инновационной деятельности.
4. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
5. Оказывать помощь педагогам в адаптации к работе в новых условиях.
6. Выявлять, обобщать и распространять передовой педагогический опыт обучения и воспитания по вопросам эффективной работы с одарёнными детьми.
Методическая работа направлена на комплексное развитие имеющихся ресурсов (кадровых, материально-технических, научно-методических, организационно-управленческих) и формирование на их основе единого образовательного пространства, позволяющего на уровне современных требований решать задачи воспитания и обучения школьников, формирования у обучающихся ключевых компетенций, необходимых для дальнейшего самоопределения и самореализации.
Методическая работа ведется по следующим направлениям.
1. Работа с кадрами: курсовая подготовка, работа с молодыми специалистами, аттестация педагогических работников, обобщение и распространение опыта работы, предметные недели, методический месячник, методические семинары, методические советы, тематические педагогические советы, работа методических объединений. Цель деятельности этого направления — повышение уровня педагогического и методического мастерства педагогов.
2. Работа с одаренными детьми. Цель – выявление одаренных детей и создание условий, способствующих их оптимальному развитию. Для развития интересов учащихся и раскрытия их творческого потенциала в школе проводятся предметные недели, конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции . Их цель: пробудить интерес к учебным предметам, углубить и расширить знания, полученные на уроках. Для выявления одаренных детей и создания условий, способствующих их оптимальному развитию, реализуется программа «Одаренные дети».
3. Работа методического кабинета: подбор и систематизация необходимого дидактического материала для проведения педагогических советов, методических семинаров; организация выставок методической литературы, выставок-консультаций по запросам учителей; оформление материалов по обобщению опыта работы педагогов. Цель — формирование банка информации, создание условий для оптимального доступа учителей к необходимой информации.
Методическая работа ведется в соответствии с составленным планом работы. Формы работы:
• тематические педагогические советы;
• заседания методического совета;
• школьные методические объединения;
• работа творческих групп;
• предметные недели;
• аттестация педагогов;
• методические семинары;
• предметные недели;
• марафоны учебных занятий;
• работа педагогов над темами самообразования;
• работа педагогов по индивидуальным образовательным программам;
• курсовая подготовка;
• организация работы с одаренными детьми;
• педагогический мониторинг;
• разработка методических рекомендаций в помощь учителю по ведению школьной документации, организации, проведении и анализу современного урока; систематизация имеющегося материала, оформление тематических стендов;
• проведение единого методического дня для педагогов района.
Запланировано проведение методических семинаров. Их цель: практическое изучение вопросов, являющихся проблемными для педагогов. В школе работает методический совет, в состав которого входят члены администрации, руководители школьных методических объединений, творческих групп.
В рамках реализации модели методической работы в школе каждый педагог составляет индивидуальную образовательную программу на год, в которой определяет методическую тему, цели на учебный год и задачи, определяет успехи и трудности в своей работе и составляет индивидуальный образовательный маршрут.
Важным направлением методической работы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через систему повышения квалификации. Для повышения профессиональной компетентности составлен план курсовой подготовки. Педагоги выбирают курсы, содержание которых отвечает их реальным потребностям. Знания и умения, полученные на курсах, применяются в практике работы.
Для совершенствования профессионального мастерства каждый педагог является членом методического объединения, входит в состав какой-либо творческой группы, занимается самообразованием по выбранной им самим теме, изучением материалов и документов, представляющих профессиональный интерес; создает собственные базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок.
В школе работает четыре методических объединения:
• ШМО учителей начальных классов – руководитель Игошина Светлана Владимировна;
• ШМО учителей гуманитарного цикла – руководитель Грук Татьяна Викторовна;
• ШМО учителей точных и естественных наук – руководитель Бракоренко Наталья Вадимовна;
• ШМО учителей физической культуры, музыки, технологии, изобразительного искусства – руководитель Мокшанова Марина Станиславовна.
Цель деятельности методического объединения — создание условий для творческой работы, развития и формирования личности, практического решения проблем межпредметных связей, выработки единых педагогических требований к изучению близких и смежных разделов, тем.
Каждое методическое объединение работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы, и в своей деятельности ориентируется на организацию методической помощи педагогам. Определены цели, задачи, составлены планы работы на год.
Вопросы повышения функциональной грамотности обучающихся являются приоритетным направлением в реализации нацпроекта «Образование». В связи с этим составлен план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности, созданы творческие группы по проблемам формирования функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной.
Важным направлением методической работы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через создание условий для трансляции освоенного опыта в профессионально-образовательную среду: выступления педагогов на различного уровня методических объединениях; участие в семинарах, конференциях и форумах; подготовка публикаций для профессиональных изданий и сборников материалов конференций; участие в открытых неделях (декадах и др.) в формате мастер-классов и открытых уроков; разработка авторской методической продукции, контрольно-измерительных материалов.